О чем писали британские аналитические СМИ на этой неделе? Обзор «Коммерсанта UK» за 20–26 апреля

Фото: flickr.com/charlesfred
Фото: flickr.com/charlesfred

О Дне святого Георгия, искусственном интеллекте и авторском праве, оборонных расходах Великобритании и отправке нелегалов в Руанду — в новом обзоре «Коммерсанта UK».

Дело сдвинулось с мертвой точки: Лондон начнет депортировать нелегальных мигрантов в Руанду

На этой неделе парламент Великобритании принял законопроект о высылке в Руанду мигрантов, прибывших на территорию страны нелегальным путем через Ла-Манш. Документ был утвержден палатой общин в третьем чтении еще в январе, однако все это время палата лордов настаивала на поправках, касающихся несоответствия ряда положений нормам международного права. Весной оппозиционные политики также выдвинули консервативному правительству требование сделать исключение для мигрантов из Афганистана, работавших с британской миссией до прихода талибов и впоследствии вынужденных бежать. Результатов удалось добиться 22 апреля — премьер-министр Риши Сунак настоял на завершении всех этапов по принятию законопроекта до конца дня, даже если депутатам пришлось бы провести ночь за голосованием; в результате палата лордов и оппозиция отказались от своих планов, сообщила газета The Guardian. 25 апреля лорд-спикер Джон Макфол подтвердил, что законопроект получил королевскую санкцию и официально стал законом.

Британское правительство пыталось провести данную инициативу с 2021 года; работа над ней началась еще при Борисе Джонсоне. Предпосылкой послужили миграционные данные: в них говорилось, что с 2015 по 2019 год Великобритания приняла больше беженцев, чем другие европейские страны. Борьба с нелегальной миграцией стала одним из приоритетных направлений деятельности властей. Первый вариант законопроекта был отклонен в ноябре 2023 года Верховным судом — тот постановил, что просители убежища столкнутся с риском высылки из Руанды обратно в родные страны. Правительство Сунака подписало новое соглашение с Кигали, призванное исключить такую возможность, и представило новый законопроект — в нем Руанда была объявлена безопасной страной, а также были предусмотрены меры, ограничивающие возможность депортируемых оспорить данную процедуру в суде. Соглашение между Лондоном и Кигали предполагает, что высланные мигранты смогут просить убежище в Руанде или других безопасных третьих странах и в подавляющем большинстве случаев не смогут претендовать на возвращение в Соединенное Королевство.

Реакция британских аналитиков оказалась довольно сдержанной — политические обозреватели отметили важность этого законопроекта для Риши Сунака (консерваторы стремятся набрать голоса перед парламентскими выборами), но усомнились в успехе мероприятия. По словам премьер-министра, его кабинет рассчитывает на отправку первого самолета с нелегалами в Африку через 10–12 недель, в конце июня или начале июля. Однако, утверждают эксперты Би-би-си, на каждом этапе могут возникнуть препятствия — от задержки в формировании министерством внутренних дел списков и подачи мигрантами апелляций до прямой конфронтации правительства Великобритании с Европейским судом по правам человека. Королевство подписало Европейскую конвенцию по правам человека, а суд ранее запретил отправлять просящих убежище в Руанду. Аналогичный вердикт о неработоспособности депортационной программы вынес и журнал Prospect*. Во-первых, консерваторам, как говорится в статье, вряд ли удастся добиться серьезных результатов к осени 2024 года (к наиболее вероятному времени проведения выборов) — количество высланных будет измеряться в лучшем случае десятками, но не сотнями, как планировали власти. Во-вторых, принятое решение не повлияет на причину появления нелегальных мигрантов — их привлекает возможность попасть на британский рынок труда, который регулируется более слабо по сравнению с рынками других европейских стран.

Газета Financial Times* призвала читателей не забывать о другой стороне соглашения, опубликовав материал о готовности самой Руанды принять беженцев. Так, авторы заметили, что властям Кигали придется пройти через множество юридических процедур, включая назначение судей, готовых рассматривать апелляции от мигрантов. Наличие подходящего жилого фонда для расселения прибывающих тоже вызывает вопросы, говорится в статье: незадолго до принятия законопроекта британские СМИ выяснили, что некоторые из подготовленных для мигрантов домов были проданы местным жителям. Вторая публикация издания связана с негативным влиянием, которое Лондон может оказать на правительства других стран — у тех также может возникнуть соблазн проигнорировать решения судов в неприятных для них ситуациях. Эта практика является опасной, поскольку ставит под угрозу существование принципа разделения властей. Газета The Telegraph* предположила, что с помощью Руанды Сунак отвлекает внимание общественности от роста легальной миграции (она, по итогам 2023 года, составила рекордные 672 тыс. человек), а журнал Economist* остался недоволен работой палаты лордов. Ее слабость и нежелание вступать в конфронтацию с палатой общин сыграли на руку консерваторам, заявило издание.

Искусственный интеллект: автор или инструмент?

Редкая неделя обходится без дискуссий о будущем технологии искусственного интеллекта. В этот раз спектр обсуждаемых вопросов оказался довольно широким: к примеру, Economist* осветил проблему с защитой авторских прав тех произведений, которые были использованы при обучении ИИ-моделей. Правообладатели требуют компенсации, и это создает серьезный прецедент, указывает издание со ссылкой на экспертов в области права Королевского колледжа Лондона. Газета New York Times подает в суд на OpenAI и Microsoft за применение более 3 млн ее статей. Звукозаписывающий гигант Universal Music Group выступил против компании Anthropic из-за использования текстов песен без соответствующего разрешения. Getty, одна из крупнейших библиотек изображений, обратилась в суд с иском против Stability AI вследствие копирования ее ресурсов, а также неправомерного использования товарного знака. Еще одним ключевым моментом становится проблема идентификации объектов, генерируемых непосредственно нейросетями,— то есть возникает вопрос, распространяется ли авторское право на контент, созданный искусственным интеллектом. До сих пор ответ был отрицательным, однако по мере увеличения объемов ИИ-контента ситуация может измениться.

Financial Times*, опираясь на исследования Стэнфордского университета, подсчитала расходы крупнейших компаний на обучение своих ИИ-моделей; это дело становится все более затратным. Кроме того, растет разрыв между странами: по данным издания, в прошлом году инвестиции американского частного сектора в ИИ-технологии составили 67,2 млрд долларов, что значительно больше по сравнению с Китаем (7,8 млрд долларов) и Великобританией (3,8 млрд долларов).

Опросы общественного мнения также показали, что люди в странах с развивающейся экономикой с большим энтузиазмом относятся к возможностям искусственного интеллекта по сравнению с жителями развитых стран Запада. Согласно опросу Ipsos, более 70% респондентов из Индонезии, Таиланда и Мексики считают, что ИИ принесет больше пользы, чем вреда. Для сравнения: в США и Франции этот показатель составляет всего 37%.

Несмотря на небольшой объем вложений, британский ИИ-сектор находится на подъеме, уверены эксперты. Газета The Guardian раскрыла намерения британской вещательной корпорации Би-би-си вложить 7,4 млн долларов в свой образовательный сервис BBC Bitesize. Деньги пойдут на внедрение технологий искусственного интеллекта для персонализации контента и создания более интерактивных обучающих программ для школьников. Медиа-портал Sifted* выпустил оптимистичный материал об инновациях в области здравоохранения — на примере стартапа Kheiron, разработавшего инструмент для выявления опухолей в молочных железах, компании Skin Analytics, использующей ИИ для выявления рака кожи, и фирмы Brainomix, задействовавшей искусственный интеллект для лечения инсульта. Эксперты уверены, что переход на новые технологии позволит Национальной службе здравоохранения сэкономить деньги и решить проблему нехватки кадров — отсутствующих специалистов сможет заменить ИИ. Примечательно, что о положительном влиянии искусственного интеллекта на британскую экономику заявил и Международный валютный фонд (подробнее об этом «Коммерсантъ UK» рассказал в обзоре за 13–19 апреля).

Моя оборона: Великобритания переводит промышленность в военный режим

Великобритания увеличит расходы на оборону до 2,5% ВВП к 2030 году в качестве ответа на мировые угрозы. Об этом 23 апреля во время посещения Варшавы заявил премьер-министр Риши Сунак на пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Глава британского правительства также объявил о намерении увеличить инвестиции в разработки БПЛА и создать инновационное агентство в области оборонных разработок. Под угрозами премьер подразумевал растущую агрессию со стороны Китая, России, Ирана и КНДР, цель которых, по мнению Лондона, заключается в формировании нового мирового порядка.

Мнения экономических обозревателей относительно решения правительства оказались смешанными. Сейчас королевство выделяет на оборонные нужды примерно 2,3% ВВП; если стране удастся увеличить этот показатель до желаемых 2,5%, она войдет в топ-5 стран Североатлантического альянса по расходам в данной сфере — после Эстонии, Польши, США и Греции, подсчитал журнал Spectator*.

Газета The Daily Telegraph* указала, что данный шаг является уступкой Сунака своим коллегам по кабмину и партии — ранее министр обороны Грант Шаппс выступил с требованием увеличить военные расходы, чтобы противостоять угрозе со стороны России, а лидер палаты общин Пенни Мордонт рекомендовала правительству инвестировать в новую систему ПВО, аналогичную израильскому «железному куполу»,— для защиты страны от возможных ракетных атак. Обещание премьера о том, что увеличение оборонной статьи бюджета не вызовет сокращения других государственных расходов, было встречено со скепсисом, пишет издание The Guardian. Экономисты утверждают, что наращивание военных трат неизбежно приведет к снижению расходов на другие цели. Директор Института фискальных исследований Пол Джонсон назвал новые правительственные цифры вводящими в заблуждение, а обещания о повышении расходов на оборону преувеличенными.

Не осталось незамеченным решение Германии и Британии расширить инвестиции в оборонное обслуживание Украины; об этом было объявлено 24 апреля. Журналисты The Times* назвали новый этап взаимодействия Берлина и Лондона «молчаливым альянсом» и настояли на необходимости дальнейшего укрепления отношений между государствами. Германия, Великобритания и Франция должны будут заполнить собой пустоту, которая может образоваться в случае ухода США из европейского пространства (о перспективах дальнейшего существования НАТО и опасениях экспертов по поводу возвращения в Белый дом Дональда Трампа «Коммерсантъ UK» рассказал в обзоре за 6–12 апреля).

Не повод для гордости: почему англичане не любят День святого Георгия

23 апреля в Англии — это День святого Георгия, ее небесного покровителя. Крест святого (прямой красный крест на белом фоне) является одной из первых известных эмблем страны и изображен на ее национальном флаге. Несмотря на это, празднования проходят с меньшим размахом, чем мероприятия в честь святого Давида, святого Патрика и святого Андрея — покровителей Уэльса, Ирландии и Шотландии соответственно, а отношение к флагу у британцев остается довольно противоречивым. Согласно последнему опросу YouGov, 57% жителей Соединенного Королевства положительно относятся к его демонстрации, а 27% — отрицательно; по Англии это отношение составляет 61 и 24% соответственно. Примечательно, что 44% сторонников Лейбористской партии относятся к флагу негативно; среди аудитории консерваторов таковых оказалось всего 10%.

Издание The Week решило напомнить своим читателям причину подобного поведения, подняв материал от 2018 года. В нем рассказывается, как с 1970-х годов английский флаг начал преимущественно ассоциироваться с крайне правыми политическими течениями и массово демонстрироваться на публике только во время крупных спортивных мероприятий. Даже сейчас, в 2024 году, без столкновений ультраправых с полицией не обошлось, констатировала газета The Guardian. Во время празднования Дня святого Георгия в Лондоне группа лиц с флагами вступила в конфронтацию со стражами порядка — было арестовано по меньшей мере шестеро человек. Опрос 2012 года, проведенный аналитическим центром British Future, показал, что почти четверть (24%) англичан считают флаг расистским и не стремятся демонстрировать свою идентичность подобным образом. В колонке для таблоида Daily Mail* экс-министр культуры, СМИ и спорта Надин Доррис подчеркнула необходимость избавиться от подобных стереотипов и сделать День святого Георгия национальным праздником. Газета The Independent отметила рост числа британских граждан с аналогичными настроениями — около 70 тыс. человек подписали петицию по утверждению 23 апреля праздничным днем. Вместе с тем издание подняло вопрос об экономической нестабильности страны — пока в ней продолжается кризис стоимости жизни, говорить о возрождении национальной гордости не приходится, заявил обозреватель газеты Феми Олуволе.

В то же время о необходимости пересмотреть отношение к флагу и Дню святого Георгия упомянул лидер лейбористов Кир Стармер. В статье для The Daily Telegraph* глава оппозиции назвал свою партию партией настоящего английского патриотизма, упрекнул консерваторов в размывании этого понятия и предостерег общественность от передачи флага в пользование исключительно правым политикам. Критики расценили заявление Стармера преимущественно как попытку провести ребрендинг Лейбористской партии — избавить ее от следов своего предшественника, левого политика Джереми Корбина, и склонить на свою сторону часть консервативного электората перед выборами. В связи с этим газета The Sun назвала выступление Стармера циничным, но согласилась с необходимостью пересмотреть отношение к 23 апреля. «День святого Георгия следует использовать для подведения положительных итогов и демонстрации того, какой мирной, трудолюбивой и гостеприимной страной мы стали»,— подытожила газета.

* Источник находится за пейволлом и доступен по подписке.

Вам может быть интересно

Все актуальные новости недели одним письмом

Подписывайтесь на нашу рассылку