О чем писали британские аналитические СМИ на этой неделе? Обзор «Коммерсанта UK» за 16–22 марта

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Об ожиданиях от Банка Англии, противостоянии американских властей и китайского владельца «ТикТока», мультикультурализме в Великобритании и «исчезновении»  принцессы Уэльской — в новом обзоре «Коммерсанта UK».

Сражение с инфляцией: когда Банк Англии начнет снижать ставку?

В феврале уровень инфляции в Великобритании замедлился до 3,4% в годовом исчислении — это самый низкий показатель с сентября 2021 года (3,1%). Такие данные привела Национальная статистическая служба Великобритании (ONS) в ежемесячном отчете. При этом экономисты прогнозировали падение только до 3,5% — с 4% в январе. Основной вклад в снижение инфляции внесло замедление роста цен на большинство категорий товаров и услуг, в том числе на продукты питания и безалкогольные напитки, алкоголь и табачные изделия, а также природный газ. Цены без учета стоимости продуктов питания, алкоголя, табака и энергоносителей (базовая инфляция, индекс CPI Core) увеличились на 4,5% после роста на 5,1% месяцем ранее. Инфляция в сфере услуг составила 6,1%.

По предварительным оценкам экономистов, инфляция продолжит замедляться на протяжении всех весенних месяцев и к концу 2024 года закрепится на уровне 2,6–2,75%. 

С ростом цен на продукты и услуги столкнулась вся «Большая семерка», однако официальные данные показывают, что в некоторых странах дела обстоят лучше, чем в Великобритании, пишет газета i*. Часть государств G7 уже близки к целевому показателю Европейского центрального банка, установленному на уровне 2%,— так, в феврале уровень инфляции в Германии составил 2,5%, в Японии — 2,2%, в Канаде — 2,8%.

Банк Англии сохранил базовую ставку на уровне 5,25% годовых, сообщила Би-би-си по итогам заседания комитета по денежно-кредитной политике, завершившегося 20 марта. Ранее регулятор объявил, что фискальная политика Великобритании должна оставаться ограничительной до тех пор, пока не исчезнет риск превышения инфляцией целевого уровня 2%. Вместе с тем глава Банка Англии Эндрю Бейли зафиксировал положительную динамику в экономике и предположил, что при ее сохранении ЦБ может приступить к снижению ставки в этом году. Решение ведомства вызвало противоречивую реакцию со стороны аналитиков. Экономисты, опрошенные Reuters*, подчеркнули, что неторопливость мировых центробанков окупилась, и теперь они могут без опасений приступать к снижению ставок. Британские аналитики объяснили читателям The Daily Telegraph* сложность положения Банка Англии, который вынужден искать баланс между сдерживанием инфляции и стимулированием экономического роста, но заявили, что регулятор отдает приоритет первому в ущерб второго. Экономические обозреватели The Guardian объявили, что война против инфляции выиграна, и призвали Бейли к решительным действиям для обеспечения устойчивого роста экономики. Следующее заседание регулятора пройдет 9 мая, однако эксперты сходятся во мнении, что снижение базовой ставки не предвидится как минимум до июня, а вероятнее всего — до августа.

«Кейтгейт»: в Британии снова обсуждают состояние принцессы Уэльской

Изменения в основном составе королевской семьи продолжают волновать британскую общественность. В начале года король Карл III приостановил выполнение публичных обязанностей в связи с лечением онкологического заболевания, а принцесса Уэльская Кэтрин сделала паузу в выступлениях для восстановления после операции на брюшной полости. Намерение Кенсингтонского дворца продемонстрировать, что супруга наследника престола идет на поправку, обернулось неудачей: ведущие информационные агентства отозвали опубликованную в марте фотографию Кейт с детьми из-за подозрений на ретушь, и это послужило поводом для спекуляций о ее здоровье (подробнее об этом — в обзоре «Коммерсанта UK» за 9–15 марта). На уходящей неделе пресса предоставила новые инфоповоды: в СМИ появилось видео с принцем Уильямом и его супругой, которые возвращались из фермерского магазина возле своего поместья, а лондонская клиника, где проходят лечение члены королевской семьи, начала расследование о попытке сторонних лиц заполучить медицинские данные Кэтрин.

Так называемый «Кейтгейт» демонстрирует несколько интересных моментов, говорится в журнале New Statesman*. Во-первых, с помощью обсуждений люди ищут способ отвлечься от негативных новостей из мира политики и экономики. Во-вторых, социальные сети не терпят вакуума: в отсутствие реальной информации пользователи заполняют информационное пространство слухами и предположениями, а пресс-служба Кенсингтонского дворца оказалась неспособна работать в форс-мажорных условиях. Газета The Guardian запросила комментарии у специалистов по связям с общественностью и снижению репутационных рисков. Эксперты заявили, что инцидент с редактированием мартовской семейной фотографии неизбежно повлияет на восприятие новой информации от известных лиц, будь то члены королевской семьи, политики или другие знаменитости: к фотографиям и заявлениям теперь будут относиться со скепсисом. Этот тренд задала не принцесса Уэльская, и винить ее в этом нельзя — возможность генерации дипфейков с помощью ИИ беспокоит людей уже долгое время,— но ее поведение действительно вызывает тревогу и подозрения у британцев и просто поклонников королевской семьи во всем мире.

В журнале Prospect* и газете Financial Times* были опубликованы похожие статьи о двойственности взаимоотношений дворца и британской нации. С одной стороны, граждане требуют от монарха и его близких максимальной прозрачности в отношении их действий, с другой — частью привлекательности королевской семьи всегда была ее закрытость и загадочность. Возможно, откровенность и монархия несовместимы, заявили оба автора, в заключение одновременно процитировав британского экономиста и политического философа XIX века Уолтера Баджота: «Нельзя проливать дневной свет на волшебство» («We must not let in daylight upon magic»).

Однако в пятницу 22 марта, Кенсингтонский дворец все же решил предоставить полную информацию о состоянии здоровья Кэтрин — прнцеса Уэльская сообщила, что проходит курс лечения в связи с выявленным у нее раковым заболеванием. Газета The Daily Telegraph* предположила, что это положит конец спекуляциям в обществе, а журнал New Statesman* увидел в происходящем изменившуюся расстановку сил. «История Кейт Миддлтон иллюстрирует, что такое монархия в XXI веке. Женщина с серьезным заболеванием была вынуждена сегодня вечером размахивать своими медицинскими документами перед камерами для развлечения аудитории. Виндзоры нами не правят. Мы владеем ими»,— так звучит вывод статьи.

США против «ТикТока»: видеоплатформа оказалась в центре противостояния Вашингтона и Пекина

На прошлой неделе нижняя палата Конгресса США приняла законопроект, который грозит запретить деятельность социальной сети «ТикТок» на территории страны. Китайская компания ByteDance, владелец платформы, должна в течение шести месяцев после вступления закона в силу продать свои активы в стране американскому собственнику, в противном случае приложение будет заблокировано. Президент США Джо Байден подтвердил, что подпишет законопроект в случае одобрения его Сенатом. В ответ на это представитель МИД Китая Ван Вэньбинь заявил, что решение американских законодателей демонстрирует грабительскую логику США по отношению к «ТикТоку». Законопроект стал самой серьезной угрозой для приложения с времен правления Дональда Трампа, отметило новостное агентство Reuters; аналитики добавили, что в Сенате будущее законопроекта может оказаться более неопределенным, поскольку некоторые из сенаторов выступают за иные методы регулирования активов, принадлежащих иностранным владельцам. Продажа подразделения займет у ByteDance более шести месяцев, а блокировка платформы весьма вероятна, заявила американская газета The Washington Post*. 

Беспокойство американских законодателей продиктовано двумя причинами: они боятся, что данные американских пользователей могут оказаться доступны китайскому правительству и что Пекин может использовать сервис как инструмент пропаганды. Британская пресса, пристально следящая за событиями в США, детально рассмотрела каждое из этих предположений. В Би-би-си появился материал, в котором собраны аргументы, способные как подтвердить, так и опровергнуть заявления американской стороны, в том числе о сборе приложением чрезмерного количества информации. В то же время авторы подчеркивают, что конфликт является односторонним: Пекину не нужно беспокоиться об американских приложениях, поскольку доступ к ним для граждан Китая заблокирован уже давно. Некоторых критиков беспокоит не только национальная безопасность: все больше американцев обращаются к «ТикТоку» за новостями, и это придает соцсети дополнительную значимость, пишет Financial Times*. Так, представители еврейской диаспоры в США обвиняют платформу в смещении фокуса на Палестину, по мере того как разворачивается война в секторе Газа.

Уже на следующий день после одобрения законопроекта палатой представителей экс-министр финансов США, глава инвестфонда Liberty Strategic Capital Стивен Мнучин начал собирать пул инвесторов, которые могли бы выступить в качестве покупателей американского подразделения «ТикТока». Журнал Economist* отметил, что заинтересованность выразили бывший генеральный директор Activision Blizzard Бобби Котик и глава OpenAI Сэм Альтман. По мнению издания, приобретение было бы желанным и для крупных корпораций, например Amazon, Meta и Alphabet, но сделка такого масштаба может привлечь внимание антимонопольных органов. По данным Financial Times, доходы «ТикТока» в США в 2023 году составили 16 млрд долларов, а в целом компания заработала 120 млрд долларов — на 40% больше, чем годом ранее. По подсчетам издания, стоимость ее американской части может составить порядка 150 млрд долларов.

Во многих странах, среди которых Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Эстония, Франция и Австралия, «ТикТок» запрещено использовать госслужащим на рабочих гаджетах, а Европарламент рекомендовал своим сотрудникам удалить приложение и с личных смартфонов. От исхода дела в США будет зависеть стратегия этих и других государств в отношении ByteDance, утверждают мировые политические обозреватели.

Идея мультикультурализма не провалилась: журнал Economist опроверг высказывания экс-главы МВД Суэллы Браверман 

Сокращение миграции является одним из основных программных пунктов правящей Консервативной партии Великобритании. За последние полгода правительство разработало пакет мер для снижения числа прибывающих в страну — как нелегально, так и легально. Во-первых, власти не теряют надежды принять закон о высылке в Руанду просителей убежища, прибывающих в страну через Ла-Манш (соответствующий законопроект находится на рассмотрении в палате лордов). Во-вторых, МВД подняло пороговые значения заработной платы, необходимой для получения рабочей визы иностранцами и для ввоза британцами супруга или другого родственника по семейной визе (подробнее об этом «Коммерсантъ UK» рассказывал здесь). В 2023 году Суэлла Браверман, занимавшая на тот момент пост министра внутренних дел, заявила, что идея мультикультурализма в стране оказалась провальной, а нелегальная миграция теперь является главной угрозой для западных стран. Но факт заключается в том, что, не считая очередей на предоставление убежища, Великобритания хорошо справляется с потоком мигрантов и получает выгоду от их присутствия, говорится в свежей публикации журнала Economist*. Издание проанализировало данные переписи 2021 года по Англии и Уэльсу, уделив особое внимание данным о количестве прибывших в страну за последние десять лет и их статусе.

Согласно официальным данным, 10 млн человек (шестая часть населения) родились за пределами Соединенного Королевства — этот показатель выше, чем в США и любой другой крупной европейской стране, за исключением Германии. Хотя популярный образ мигранта — отчаявшийся молодой человек, плывущий через Ла-Манш, в реальности все обстоит по-другому, указывают аналитики издания. Чаще всего в Британию переезжают люди, относящиеся к среднему классу, и среди них чуть больше женщин, чем мужчин. Второй по величине группой иностранцев в Англии и Уэльсе после индийцев сейчас являются поляки, в первую пятерку также входят румыны. При этом правительство не прилагает особых усилий для рассеивания иммигрантских гетто, этот процесс проходит сам по себе, утверждают ученые-географы из Королевского университета в Белфасте. Их подсчеты показали, что каждая этническая группа в Англии и Уэльсе стала менее сегрегированной за последнее десятилетие. Еще один показатель, по которому Великобритания отличается от других стран,— успехи детей иммигрантов в образовании: они немного отстают от британских детей по чтению, но обгоняют по математике. В других государствах ОЭСР дети некоренного населения показывают худшие результаты, что демонстрируют тесты PISA, оценивающие функциональную грамотность школьников в разных странах мира.

Во второй половине лонгрида в качестве примера успешно функционирующего общества приводится Рединг, один из самых мультикультурных городов страны. Невыполнение правительством обещания о пресечении такого трудноконтролируемого явления, как нелегальная миграция,— это не то же самое, что провал иммиграции в целом, резюмируют авторы.

* Источник находится за пейволлом и доступен по подписке.

Вам может быть интересно

Все актуальные новости недели одним письмом

Подписывайтесь на нашу рассылку